вторник, 22 марта 2016 г.

Сергей Уточкин. Первая "суперзвезда" Российской империи


Лучший велогонщик Российской империи, пионер воздухоплавания, яхтсмен, боксер, футболист и экстремал. Сергей Уточкин был настоящим русским суперменом. С яркой, но трагической судьбой.

Сергей Уточкин родился в семье одесского купца. Родители рано ушли из жизни, поэтому Уточкин воспитывался в чужих семьях. Какое-то время он жил у преподавателя гимназии, алкоголика и многодетного отца Краузе. В один из очередных запоев Краузе повесился на чердаке. Жена, обнаружив мертвого мужа, сошла с ума от горя. Она перерезала собственных детей кухонным ножом. Уточкин спасся чудом, но на всю жизнь остался заикой. Очевидно, что это событие повлияло и на тягу Уточкина к экстремальным видам спорта. Впоследствии он не один раз подвергал себя смертельной опасности.


В 15 лет Сергей Уточкин бросил учебу в Коммерческом училище, решив стать спортсменом. Свою карьеру он начал с велогонок. Уже к 17 годам Уточкин выступал на уровне лучших спортсменов мира. Больше 15 лет он оставался непревзойдённым велогонщиком России.

Он неоднократно становился чемпионом европейских соревнований и постоянно пытался расширить границы возможного. Например, бегал наперегонки с трамваем, состязался на велосипеде со скаковой лошадью и превратил знаменитую Потемкинскую лестницу в арену для своих трюков, впервые спустившись по ее ступеням на велосипеде, автомобиле и мотоцикле. Кроме того, Уточкин нырял в водолазном костюме, прыгал с парашютом, занимался восточными единоборствами и стал одним из самых известных авиаторов царской России.

Уточкина называли «академиком спорта». Он был не только знаменитым велогонщиком, но побеждал в соревнованиях по теннису и фехтованию, боксу, борьбе и плаванию, по гребле и конькобежному спорту, занимался джиу-джитсу, участвовала в парусных регатах (причем сам построил яхту), профессионально играл в футбол и катался на роликовых коньках. Всего Уточкин пробовал себя более чем в 15 видах спорта.

Сергея Уточкина можно считать одним из первых профессиональных русских футболистов. Он с 17 лет играл за Одесский британский атлетический клуб, создал в Одессе два собственных футбольных клуба и был капитаном одного из них. Уточкин впервые популяризировал футбол в России, так как до него у нас им занимались в основном иностранцы. Карьеру футболиста Уточкин закончил в 34 года.


Уточкин был отважен и смел не только в спорте. Один из своих многочисленных шрамов он получил во время погрома в Одессе, встав между разъяренной толпой и старой еврейкой. «Я с-слышу сзади: не т-трогай… это с-свой… Ут-точкин! И вдруг чувствую в с-спине ск-в-в-озняк. И п-потерял п-память», – рассказывал Уточкин Куприну. Спортсмену вонзили нож между ребер, после чего он месяц пролежал в больнице.


Однажды в детстве Уточкин ухватился за крыло ветряной мельницы и сделал на нем пару кругов. Воздухоплавание было подлинной его страстью, и вся спортивная карьера Уточкина выглядит как подготовка к тому, чтобы подняться в небо.
Впервые Уточкин сделал это в 1907 году, взлетев на воздушном шаре над Одессой. Потом были полеты над Египтом. Но Уточкин быстро понял, что будущее за самолетами и отправился в Париж, бывший мировым центром зарождающейся авиации. Там он начал с азов: работал на фабрике, где собирались авиационные моторы «Гном», и наблюдал за полетами французских авиаторов. Из Парижа Уточкин вернулся с моторами и чертежами, намереваясь построить собственный самолет. Однако ему не хватило денег. В воздух Уточкин поднялся благодаря одесскому банкиру Ксидиасу, купившему в Париже биплан Фарман IV. На нем в марте 1910 года Уточкин совершил свой первые полет, став вторым летчиком в истории России. Незадолго до этого первым русским авиатором стал Михаил Ефимов.


До 1912 года Уточкин совершил около 150 показательных полетов в 70 городах. Так, например, полет Уточкина в Киеве в апреле 1910 года собрал до 49 000 зрителей, а на выступление авиатора в Баку пришло около 20 000 человек. Полеты Уточкина оказали сильнейшее влияние на многих российских авиаконструкторов, в том числе и на Сергея Королева, который признавался, что именно с них началось его влечение к небу.
В 1911 году Уточкин участвовал в первом в России дальнем перелете Петербург-Москва, однако потерпел крушение.



Сергей Уточкин был не просто спортсменом и авиатором. Он был настоящей суперзвездой. Его успехам на спортивной арене и в небе сопутствовали экстравагантные выходки. Речь и об уже упоминавшихся состязаниях с трамваем и лошадьми, но не только. Куприн описывает, что Уточкин устраивал в Одессе коллективные тренировки. Он бегал вниз и вверх по Потемкинской лестнице вместе с уличными мальчишками, после чего раздавал призы, и даже проигравшим доставались утешительные гривенники. Эксцентричность и открытость публике сделали Уточкина очень популярным.

Однако звездный статус спортсмена сопровождался не только постоянным поиском острых ощущений, но и пагубным пристрастием к наркотикам, и нервным характером. Пока Уточкин был на взлете – ему удавалось справляться. Но после перелета 1911 года удача его оставила. После аварии он стал все чаще заглушать боль наркотиками. Жена ушла к фабриканту Артуру Анатре, который был к тому же и президентом Одесского аэроклуба. Это обстоятельство фактически закрыло для Уточкина дорогу в небо.

К концу жизни многие отвернулись от спортсмена. У него развилась психическая болезнь, выражавшаяся манией преследования. После нескольких неудачных попыток лечения в Одессе, Уточкин переехал в Петербург. В столице некогда знаменитый спортсмен жил на случайные заработки, пытался лечиться, но безрезультатно. Умер Уточкин в 1915 году в клинике для душевнобольных. Но в истории он остался как один из самых ярких русских людей начала XX века.

Комментариев нет:

Отправить комментарий