четверг, 23 апреля 2015 г.

Фараон «нового типа»

В Древнем мире место женщины было определено чётко — хранительница домашнего очага. Вся остальная жизнь принадлежала мужчинам. Правда, случались и приятные исключения. Однако в Египте, где фараоном по определению мог стать только мужчина, женщины в редких случаях тоже достигали высшей власти. Нефрусебек, жившая в 18-м веке до нашей эры, была одной из немногих.

Иногда в истории случалось и так, что высокородным дамам удавалось достичь вершин политической власти. Библия даже упоминает одну зарубежную правительницу, умом которой восхищался ветхозаветный царь Соломон, — царицу Савскую. Но тот же древний источник почти ничего не говорит о египетских царицах-фараонах.

За всю многовековую историю Египта только шестерым женщинам довелось воссесть на трон со всеми регалиями высшей власти. Правда, тут стоит оговориться. Из этих шести женщин большинство оказались на троне вынужденно — они занимали трон, пока сыновья были малы. Да и признавались они не правительницами Египта, а регентшами при малолетнем правителе. Несколько таких регентш правили страной в эпоху Древнего царства при первых династиях фараонов. Первая из них, царица Мернейт, замещала на троне малолетнего сына. Царского имени она не удостоилась, но правила, очевидно, разумно и справедливо, поскольку после смерти была похоронена с почестями, которых удостаивались только цари-мужчины. Регентшей была и древняя царица Хенткаус, которую потомки даже изобразили со всеми регалиями фараона, но в списки фараонов почему-то не включили. Первой из женщин, которая достигла равной с мужчинами власти, была Нефрусебек, царица из Двенадцатой династии Среднего царства. Однако имя этой царицы спустя пару поколений не помнили уже и сами египтяне. Ей просто катастрофически не повезло. На престол Нефрусебек восходила как внучка великого Сенусерта III и дочка не менее великого Аменемхета III. Слава предков Нефрусебек гремела так, что молодой женщине, правившей всего около 4 лет, не дано было занять рядом с ними достойное место — она не совершила ни великих подвигов, ни великих реформ. Да и последующие события разом выветрили из голов египтян всякое воспоминание о молодой царице — началась смута.

На отце Нефрусебек великие представители династии закончились. Её брат (а по мнению многих учёных, также и муж) Аменемхет IV правил страной только 9 лет (его отец оставался на посту фараона более 40 лет, а дед — почти 40 лет), ничего достойного за эти годы не совершил. Он не был долгожителем и к тому же не оставил после себя наследников. Нефрусебек не рвалась к власти, на престоле она оказалась случайно. Других претендентов или претенденток попросту не имелось. Она была в роду последней.

Цари из хеттов

Потомков фараона Сенусерта II считали в Египте царями «нового типа». Даже внешне они отличались от египтян. Сенусерт II взял в жены хеттскую принцессу Нефер, и вливание свежей иноземной крови отразилось на внешности его сына, внука и правнуков. У них были высокие скулы и узкие, неегипетские глаза. Нефрусебек тоже была красива. Но египтянам эта красота казалась необычной и опасной. Как и её имя, посвящённое богу-крокодилу.

Почитание Себека — бога в обличий крокодила — учредили на государственном уровне отец и дед царицы. К крокодилам в Египте относились по-особому, видели в этом животном необычайные свойства и опасную силу. Странные глаза, прижатый к нижней челюсти язык, жуткие зубы, сменяющиеся в течение жизни рептилии, вызывали трепет. Зверя почитали. Но была в этом почитании двойственность: крокодилы несли смерть, но в то же время символизировали буйство свежей зелени и плодородие.

Бога Себека произвела на свет великая Нейт, и он первым из живых существ возник из первобытного хаоса. В Египте было два центра поклонения Себеку — в Шедете, расположенном в Фаюмском оазисе, и в Ком-Омбо, недалеко от Луксора. Фараоны Двенадцатой династии были выходцами из Фаюма. Они видели в Себеке персонификацию солнечного бога Ра или сына Осириса Гора. Они верили, что божественный крокодил защитит их от всякого зла. Вот почему Аменемхет III дал своей дочери «крокодилье» имя.

До Нефрусебек ни одна женщина-правительница не получала всех надлежащих фараону титулов и символов власти. Даже царицу Хенткаус хоть и изображали в одежде фараона и с короной Нижнего и Верхнего Египта на голове, но она так и не удостоилась получить пять имён, которые отличали фараонов от простых смертных. Хенткаус не считалась богом и не имела божественных полномочий.

Но Нефрусебек была признана фараоном и официально пользовалась пятью божественными именами. Ей дали личное имя сына Ра, тронное царское имя, имя Гора, имя господина двойной короны Небти, золотое имя Гора. Все эти тайные имена заключались при записи в картуш — специальную рамку, что было позволено только фараонам. Имя Нефрусебек попало и в царские списки. Правда, в титуловании пришлось сделать небольшое отступление от правил: царицу называли не добрым сыном, а доброй дочерью Нижнего и Верхнего Египта.

Как фараон, она получила право носить четыре короны Египта: белый хеджет, красный дешрет, двойной пшент, рогатый атеф. Под корону она надевала немее — полосатый платок, который сзади скреплялся заколкой или узлом, а по бокам выпускался до плеч. На голове носила мужской парик с царским уреем в виде атакующей змеи, а к подбородку привязывала накладную бороду. Между прочим, фараоны-мужчины тоже пользовались накладной бородой и париками: лицо и голову они предпочитали брить. Веки фараоны подкрашивали, а глаза обводили чёрной краской.

Правда, фараоны-мужчины оставляли торс голым и носили юбку с тесёмками на поясе, а Нефрусебек надевала под юбку женский сарафан. Во время торжественных церемоний она появлялась с царскими регалиями — скипетром и плетью. Так что внешне от «настоящего» фараона Нефрусебек почти не отличалась. Но египтян её половая принадлежность не волновала. Став фараоном и получив статус живого божества, Нефрусебек потеряла человеческие черты.

Дело отцов

Своё правление царица начала, продолжив дело деда и отца — строительство храмового комплекса на Меридовом озере. Сенусерт III и Аменемхет III создали в Фаюмском оазисе при помощи множества дамб, шлюзов, каналов и плотин систему резервуаров, которые наполнялись водой во время разлива Нила. В период засухи воду использовали для орошения окрестных полей. На берегах искусственного озера дед Нефрусебек начал строительство храмового комплекса и возвёл первую пирамиду, отец дополнил комплекс ещё двумя, с целой системой сложных подземных ходов и коммуникаций, чтобы защитить гробницы от осквернения. К одной из пирамид примыкало строение с множеством коридоров, двухуровневый лабиринт. В нижней части лабиринта размещались склепы. Аменемхет IV, муж Нефрусебек, достраивал лабиринт и начал возведение двух пирамид — для себя и для царицы. Нефрусебек продолжила работы в лабиринте и строительство пирамид. Кроме того, она пропагандировала культ Себека и так успешно, что две последующие династии давали детям только «крокодильи» имена. О прочих деяниях Нефрусебек ничего не известно. Зато точно известно, что она рассчитывала царствовать долго, и резчики по камню успели изваять пару её портретов. Все они были найдены в знаменитом лабиринте. Статуи сильно повреждены: от одной отбита голова, лицо другой частично сколото. Но всё же можно рассмотреть: Нефрусебек молода и хороша собой.

Нефрусебек умерла неожиданно. По одной легенде, погибла на охоте от руки мужа, рвущегося к власти, по другой — её убил один из египетских номархов. Был ли у царицы муж и виновен ли он в её смерти — неизвестно. Но легенда сохранила имя номарха — Угаф. Так звали и первого фараона новой, Тринадцатой династии.

Пожалуй, объяснять ничего не нужно. Последняя в роду не смогла удержать власть. Через три века это сможет сделать только отважная царица Хатшепсут. Все забудут фараона Нефрусебек, но Хатшепсут будет помнить свою предшественницу и воздавать ей должное. И уж поверьте, ошибок Нефрусебек она постарается избежать: трон не место для наивных или доверчивых. И на своём троне великая Хатшепсут пробудет более 20 лет…

Комментариев нет:

Отправить комментарий